Баннер

Доставка цветов в Алматы

12.06.2016

В 1969 году, в августе, я впервые поднимался на Ушбу, но думал совсем не о вершине, а о спасательных, вернее, транспортировочных работах, в которых предстояло участвовать. На спуске с Северной Ушбы погиб один из инструкторов альплагеря «Баксан» Павел Нелипович. Чтобы снять со стены тело погибшего, пришлось подняться почти на самый верх. По тогдашним правилам, если на спасработах пройдено больше двух третей маршрута, разрешалось записать его в «Книжку альпиниста» как пройденный на восхождении. Я не стал этого делать — рука не поднялась. Ну не ради же этой записи упирался на «спасаловке»! Паша был замечательный парень — открытый, веселый. Нелепый срыв... Он сорвался на длину связанной веревки — 80 м. Такой удар о стену, что без вариантов... Сняли мы тело, спустили на так называемую Ушбинскую подушку. Оттуда — на перемычку между Шхельдой и Ушбой. Прилетел вертолет МИ-4, приземлился на перемычку — место позволяло. Если бы не вертолетчики, худо бы нам пришлось. Что такое транспортировать тело по леднику, по нагромождениям глыб льда, камня? Ужас! Но горные пилоты — особенные люди и настоящие асы. Мы занесли в вертолет тело Паши. Летчик приглашает — летите и вы. Все влезли, вертолет начал подниматься не получается. Перегруз. «Четверка» — маломощная машинка. Шум, грохот, пилот на пальцах показывает — двое должны покинуть борт. Пригода с радостью выпрыгивает, я — за ним. Перегруженный вертолет, ныряя, летит вниз, на Южношхельдинский ледник, в Сванетию. Гам набирает высоту и уходит в сторону Нальчика. Пригода крестится: «Ну и слава Богу. Так надежнее. Мне даже смотреть страшно. Доверять жизнь какой-то железяке? Лучше на своих двоих спустимся». И мы налегке — все тяжелое в вертолете оставили, взяли только веревку, со страховочкой, как положено, спустились на ледник, и в тот же день были на контрольно-спасательном пункте (КСП). Хотите сделать сюрприз девушке? Понадобится доставка цветов в алматы.

После тех спасработ я получил жетон «Спасотряд». Кроме участия в соревнованиях, соискатель знака должен был написать реферат — тактический план проведения спасработ — и защитить его перед экзаменационной комиссией КСП района. И только после этого получить соответствующее удостоверение и своего рода знак альпинистского качества — номерной жетон спасателя. Быть его обладателем среди альпинистов считалось невероятно престижным. Этому способствовал и очень красивый дизайн значка: красный крест на фоне Ушбы. Его разработал мой земляк и учитель, замечательный альпинист, архитектор и художник Кирилл Александрович Баров. В 1969 году число обладателей спасотря- довского жетона приближалось к тысяче. Реферат я не писал и не защищал, участие в тех непростых спасработах засчитали и как практику, и как теорию. Начальник КСП Баксанского района Юрий Арутюнов выдал мне жетон №497. Где-то у него был припрятан. Так я сразу стал чуть ли не ветераном.